Главная

ГОМОКУ, РЭНДЗЮ, КОННЕКТ

БИЙСК 2007
НОВОСИБИРСК 2005
ТУРНИРЫ 2003-2004
ССЫЛКИ

ПРАВИЛА ИГРЫ ГОМОКУ и РЭНДЗЮ (GOMOKU and RENJU)

Это структурно-стратегическая игра на двух человек, напоминающая усложненные крестики-нолики (5 в ряд). Играют двое на доске 15х15. Ходят по очереди. Камни (или шашки) ставятся на пересечения линий (пункты). Первыми ходят черные в центр доски. Задача противников выставить 5 своих камней в непрерывный вертикальный, горизонтальный или диагональный ряд. Выставивший первым - выигрывает. Дальнейшие различия в правилах и обуславливают различие разных видов гомоку и рэндзю.

Го-моку

Собственно считается, что с нее-то все и началось. Древняя китайская игра на "неограниченной" в пространстве доске. Камни (шашки) ставят на пересечения линий (пункты). Ходят по очереди, первый, выставивший 5 или более своих шашек (камней) в непрерывный ряд, выигрывает. Ограничений на постановку хода нет. При таких правилах в случае относительно равной силы игроков большинство партий выигрывает начинающий партию игрок. Так как в Китае и Японии начинают обычно черные, то они чаще и выигрывают. Японцы это относительно быстро сообразили (всего за несколько веков) и начали вводить ограничения на ходы черных. Так 100 лет назад появилось японское Рэндзю (в переводе с японского - "нитка жемчуга") - столетний "день рождения" названия Рэндзю японцы отмечали в 1999 году.

   

Рэндзю классическое
 

Партия обычно записывается в непарной арифметической нотации - первый ход делают черные, второй - белые, третий - черные и т.д. Таким образом все нечетные ходы - это ходы черных, а четные - белых (в шахматах и шашках нотация парная - 1-й ход - белые, черные, 2-й ход - белые, черные и т.д.).

Черным запрещается ставить на доску камни (шашки) в пункты, в которых образуется хотя бы два ряда из трех или четырех камней, либо длинный ряд (более 5 шашек в ряд). Называются такие ходы "фолом" (fault). Короче говоря, черным можно выигрывать только вилками 3х4 и только рядом в 5 камней. Фолами считаются любые другие вилки и длинный ряд. У белых этих ограничений нет. Вилки белым разрешены любые, а длинный ряд выигрывает. Попытайтесь поиграть по таким правилам, и вы поймете, что белые и черные играют в совершенно разные игры. (официальные правила). Кроме того, правила "фолов" не помогли - черные продолжали выигрывать чаще белых. Слишком большой перевес дает лишний (первый) камень на доске. В 80-м году москвич В.Сапронов, на тот момент чемпион мира по рэндзю по переписке, опубликовал серию статей о классическом рэндзю в журнале "Наука и Жизнь" на которую откликнулись около 5000 любителей крестиков-ноликов со всей страны. В 84-м году Сапронов решил, что можно ограничить власть черных на доске без применения фоловых ограничений, взяв за основу правило хода за квадрат из нинуки-рэндзю (разновидность рэндзю, широко известная в Штатах под названием Пента - Penta), и, назвав это свободным рэндзю, опубликовал еще одну серию статей в "Науке и Жизни".

   

Свободное Рэндзю (Гомоку с центральным квадратом)
 

Свободное - от фолов. Фолы усложняют игру, уменьшают ее популярность, заставляют вырабатывать совершенно разные стратегии для черных и для белых. В свободном рэндзю вводится понятие центрального запретного квадрата (ЦЗК). Это квадрат 5х5 пунктов в центре доски, в пределах которого черные не имеют права ставить свою вторую шашку. Дальше игра идет без ограничений, как в Го-моку.

Игра, после того как про нее напечатали в "Науке и Жизни", очень быстро прижилась в СССР. В журнал стали приходить письма с просьбой связать читателей с местными клубами. Возник такой клуб и в Новосибирске. Точнее в Академгородке. В клубе насчитывалось около 30 человек, проводились соревнования. Через некоторое время клуб распался. Причин разбирать не будем, скорее всего организаторы не смогли выделять должное количество времени на досуг, а остальные без руководства развалились сами по себе. Но это все лирика.

А реальностью являлось то, что в Москве, Тюмени, Бийске и др. городах появились сильные игроки, которые после многих соревнований пришли к выводу, что черные продолжают выигрывать чаще, несмотря на удаленность третьего хода. И начались поиски альтернативных правил, уравнивающих шансы белых на победу без введения фолов для черных. И появились на свет "комбинированные правила": 1-й ход - черные в центр доски, 2-й ход - белые в любое место доски, 3-й ход - черные за пределы ЦЗК, 4-й ход - белые в любое место доски, 5-й ход - черные за пределы ЦЗК и не рядом со своим 3-м ходом. Такая удаленность первых 3-х шашек на доске представлялась реальным сдерживающим моментом для черных. Практика показала, что черные все равно выигрывают чаще.

Потом появились новые правила, взятые из практики классического рэндзю - "альтернативные": 1-й, 2-й и 3-й ходы аналогично предыдущим правилам, а 5-м ходом черные выставляют на доску сразу две шашки, из которых белые оставляют одну и делают свой ход. Понятно, что белые оставят не лучшый ход черных. А задача черных - выставить на доску два примерно равноценных альтернативных хода, чтобы продолжение партии не слишком зависело от выбора белых (ставить заведомо отличный и плохой ход смысла нет, так как белые конечно выберут худший для черных вариант). После выбора белые убирают лишнюю шашку черных с доски и ходят сами. 7-й ход тоже альтернативный для черных. Ситуация повторяется, после выбора и удаления лишней шашки белые ходят и партия продолжается уже без ограничений.

И все равно чаще выигрывали черные. Но уже не в подавляющем большинстве случаев. Проводились Московские, Ленинградские, Тюменские, Кемеровские и др. местные соревнования, присуждались разряды по японской системе кю-дан (с 10 по 1-й кю, а потом с 1-го по 10-й дан). Проводились зональные (Европейские, Сибирские, Средне-азиатские) чемпионаты, а также чемпионаты всероссийского и всесоюзного масштаба. Последние соревнования по свободному рэндзю прошли в 93-м году в Тюмени. Нарождающийся пост-соц-кап-монополизм оборвал транспортные отношения для многих среднеобеспеченных слоев населения. Тяжелые годы становления анархо-криминального рынка заставили забыть о проведении упорядоченного досуга.

Новейшая история российского свободного рэндзю продолжилась для Сибири в 2003-м году, когда сильнейшие тюменские игроки решили что экономический кризис миновал и можно опять посвятить часть личного времени своей любимой студенческой игре. По их инициативе 2003 году в Тюмени прошли зональные соревнования, в которых участвовал и автор этих строк. В 2004 году в Тюмени прошел командный чемпионат мира по классическому рэндзю. В 2005 году проведены соревнования по свободному и по классическому рэндзю в Новосибирске, на этот раз не без помощи пресловутого автора этого текста, потерявшего форму, но не энтузиазм. В 2007 году прошли зональные соревнования в Бийске.

Последние правила (применяемые на Гамблере под названием "крестики-нолики"), выглядят так - черные ставят первый ход в центр, белые ставят в любое место доски, черные ставят ход за пределы ЦЗК, после этого белые выбирают цвет. Подробности в следующих главах.








Рэндзю классическое - международное
 

Но японцы в это время не сидели на месте и пытались придумать правила, в которых белые получали бы уравнение шансов без удаления фолов для черных. В результате в японских и международных соревнованиях появились жеребьевки дебютов, альтернативные ходы и смена цвета. На данный момент междунароные правила выглядят так:

Черные ставят на доску первые три шашки (две свои и одну белую) в виде классического дебюта - компактно в центре доски, затем белые выбирают, какими они будут играть, т.е. на своем 4-м ходу белые могут сменить цвет. Соответственно если позволить белым ставить 2-й ход самим, возможен такой вариант - 2-й ход на край доски, затем смена цвета, а в результате преимущество на две шашки в центре доски и как следствие практически 100% выигрыш. Черные же не должны ставить явно выигрышный дебют как для черных, так и для белых - это должен быть примерно равный для обеих сторон дебют, чтобы белые в результате смены цвета не получили большого преимущества. После выбора цвета, белые (продолжившие, либо бывшие черные) ставят свой 4-й ход, а затем черные ставят 5-й ход альтернативный (аналогично последним свободным правилам) в виде двух шашек, белые выбирают один из них, удаляют ненужную шашку с доски и партия продолжается по классическим правилам.

Все эти сложности со сменой цвета и выбором альтернативного 5-го хода предназначены для того, чтобы заставить и черных и белых разыграть средний дебют, без явных преимуществ для обеих сторон.

Со статистикой последних правил я не знаком, возможно это и уравняло шансы, но конечно же большинство сильных для одной из сторон (черных или белых) дебютов из практики игры практически исчезли, что естесственно довольно сильно обеднило игру.

   

Гомоку своп (Gomoku swap)
 

Самые последние и самые модные правила из серии свободного рэндзю (без фолов) - это "гомоку свэп", по правилам которого уже играют кое-где в Европе, в частности в Польше. На польском игровом сервере Курник (www.kurnik.org) проводятся регулярные соревнования по этим правилам.

Суть новых правил такова. Черные первым ходом выставляют на доску три камня - два черных и один белый, а белые выбирают каким цветом они будут играть. Вроде бы похоже на классическое рэндзю? Отнюдь! Ставить камни можно куда угодно, а не в центр - хоть на край доски, хоть в угол! Это очень сильно увеличивает количество возможных дебютов, т.к. сдвиг одной и той же позиции хотя бы на один пункт от края или угла может сильно изменить шансы на победу той или иной стороны. Появилось множество ловушечных дебютов - например два черных камня ставится на один край доски, а белый камень - на другой край доски. Довольно сложно просчитать каковы возможности для продолжения игры у той и другой стороны, поэтому пока не наработаны заготовки и стандартные продолжения - эти правила действительно могут уравнять шансы на победу черных и белых.

 

Коннект
 

Еще одно развитие гомоку в сторону усложнения. Первым ходом черные выставляют камень в центр доски. После этого белые (и далее противники поочередно) выставляют каждым следующим ходом сразу по два камня, стараясь получить выигрыш - линию 6 в ряд. Основной логический расчет от гомоку сохраняется, но комбинации усложняются тем, что расчитывать приходится как бы на два хода противника вперед. При этом после каждого хода у походившего на доске только один лишний камень, что создает относительный баланс против преимущества первого хода. В интернете в Коннект можно поиграть пока только на сервере Литл Голем, но у игры есть свой шанс стать популярной - в 2007 году в Бийске на Чемпионате России (Восточная зона) были проведены первые соревнования по коннекту.

 

(c) 1999-2009 Siberian Lihoman